Методики

В лечебно-реабилитационный и абилитационный комплекс для наших подопечных включаются медикаментозная терапия, психокоррекционные мероприятия, широкий спектр физиопроцедур, галотерапия, плавание в бассейне (а летом в море), гидромассаж, массаж и лечебная физкультура, различные методы закаливания, используется реабилитационное оборудование и все необходимые индивидуальные вспомогательные средства для детей-инвалидов.

В учреждении проводится комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация воспитанников, предусматривающая совместную работу всех специалистов дома ребенка, комплексный подход которых позволяет разработать и реализовать индивидуальные программы реабилитации каждому малышу с момента поступления и определить дальнейшую маршрутиризацию ребенка.

Также в своей деятельности мы широко используем наши уникальные оздоровительные климатические условия. Выезды на море, в парки, на реку, в горы и т.п. положительно влияют на психологическое и физическое развитие.

Главной целью нашего коллектива является интеграция ребенка с ограниченными возможностями в обычную жизнь.

В достижении этой цели мы используем метод кондуктивной педагогики и терапии.

metod-kpitОсновными принципами кондуктивной педагогики и терапии являются:

Принцип «нормы». В кондуктивной педагогике не существует термина «больной ребенок», иначе говоря, есть варианты, более или менее отдаленные от среднестатистических.
Принцип «абилитации», опора на сохранные функции или на их остаточные проявления. Необходимо пытаться восстановить казалось бы навсегда утраченное.
Принцип «мотивации». Мотивация не является генетически детерминированной, поэтому на начальных этапах становления личности наших воспитанников фактором внешней среды являемся мы сами, что налагает на коллектив особую ответственность за будущность ребенка. У ребенка должно появиться горячее желание выздоровления и мотив к достижению этой цели.

Основываясь на этих принципах и используя полный спектр медикаментозной терапии. Нам нередко удается добиться как улучшения в состоянии физического и психического здоровья детей, так и благополучного социального прогноза. Все эти мероприятия способствуют улучшению адаптации ребенка в новых условиях, а в ряде случаев добиться положительной динамики в развитии и хорошей компенсации.

Физиотерапия

Методы физиотерапии стали неотъемлемой частью комплексного лечения и реабилитации больных с различными заболеваниями. В комплексном лечении мы используем разные физиотерапевтические методики:

• Воздействие модулированными токами звуковой частоты (Амплипульс-5)

• Местное лечебное воздействие электрическим или магнитным полем ультравысокой частоты (УВЧ-30)

• Воздействие ультразвуковыми колебаниями (аппарат УЗТ 1.01ф)

• Проведение контактных ультрафиолетовых облучений слизистых оболочек и небольших участков кожи (облучатель БОП 01/27)

• Электрофорез лекарственных веществ

• Лечебное воздействие током высокой частоты (аппарат для местной дарсонвализации Искра-1)

• Ингаляционная терапия.

Галотерапия

Галотерапия –это мощная оздоровительно- лечебная процедура, связанная с вдыханием высокодисперсного ионизированного солевого аэрозоля, который оказывает воздействие на микрофлору дыхательных путей, уменьшает проявления аллергических и воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей.

Массаж, ЛФК

При проведении массажа в результате сложных физиологических процессов в ЦНС формируются ответные реакции, что обусловливает рефлекторную основу действия массажа.

Все приемы массажа действуют на основе рефлексов – как безусловных, так и условных, вызывая изменения функционального состояния различных отделов ЦНС и способствуя образованию приспособительных реакций.

Основными средствами лечебной физкультуры в детском возрасте являются физические упражнения, подвижные игры и закаливание. Игра – специфический вид детской деятельности, при котором на положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются функциональные резервные возможности организма.

При использовании подвижных игр, как метода лечебной физкультуры, мы учитываем принцип доступности, т.е. соответствие возможностям ребенка. Игры направлены на формирование и тренировку двигательных навыков и качеств, а также на решение частных, специальных лечебных задач. 

 

Тренажеры и вертикализаторы

Тренажер открывает перспективы для наших детей с поражениями ЦНС, включая детский церебральный паралич, в развитии навыков ходьбы. Разнообразные приспособления для контроля движения и фиксации различных частей тела могут легко устанавливаться и сниматься с рамы тренажера, что позволяет использовать его для разных детей, моделируя его конструкцию индивидуально.

Вертикализаторы и позиционные сиденья предназначены для детей с церебральным параличом или с другими болезнями, не позволяющими самостоятельно сидеть и стоять, они способствуют лучшему функционированию всего организма, регулирует и позволяет вернуть правильную деятельность большинства внутренних органов.

Следует помнить, что возможность коррекции осанки, способствует устранению мышечных напряжений и судорог. Благодаря широким возможностям регулировки, вертикализатор является очень универсальным устройством, в которое можно сажать, а также ставить стоя детей как очень расслабленных, так и с сильными мышечными напряжениями.

Лого-дефектокоррекция

Очень важна диагностика и коррекция нарушений речевого развития при различных поражениях ЦНС как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей умственной отсталостью.

Этой проблемой занимаются логопеды и дефектологи. С превентивной логопедией детей с ДЦП, у которых по возрасту — первые 2-3 года жизни — речь еще только формируется, дело обстоит особенно сложно.

Сломать патологический двигательный стереотип оральной мускулатуры еще более сложно, чем патологический стереотип скелетной мускулатуры. В результате — тяжелые речевые расстройства, на базе которых развивается ряд психических нарушений: депрессия, негативизм, уход в себя, нежелание вступать в сложные для этих больных контакты и другие проявления эмоционально-волевых расстройств, отягощающих двигательную патологию.

Сенсорная комната

Занятия в сенсорной комнате являются одним из направлений медико-педагогическойкоррекции.

Пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, ребенок исследует окружающее. Достигается состояние релаксации и душевного равновесия, создается положительный эмоциональный фон, происходит стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух) и активизация различных функций ЦНС за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.

Занятия индивидуальные или в малых подгруппах с учетом наиболее отстающей сферы развития, на которую и направляется основное стимулирующее действие.

Развитие восприятия ребенка связано с формированием у него представлений о признаках и свойствах окружающего мира. Сенсорная сфера тесно связана с моторной, так как для того, чтобы получить знание об объекте, необходимо совершить с ним ряд действий – прикоснуться, сжать, покатать и т.д.

В результате ребенок получает ряд различных ощущений – зрительных, вкусовых, слуховых, обонятельных, тактильных. Он учится различать их, запоминать, называть и использовать полученные знания в различных ситуациях.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют значительные трудности ориентировки в окружающем мире. Сенсорные игры являются наиболее эффективным способом компенсации дефицита сенсорных ощущений у таких детей.

 

Творческая реабилитация

Дети с ограниченными возможностями особенно нуждаются в расширении границ доступного им окружающего мира. Использование методики эстетотерапии, музыкальные занятия, поездки в парки, посещение концертов и выставок позволяют расширить представления об окружающем мире, приобщают ребенка к миру культуры, развивают его восприятие, речь и продуктивную деятельность.

Игры с песком

Специалисты нашего Дома ребенка, изучив теоретический материал и  проанализировав опыт других  педагогов, разработали  свою программу   работы с неструктурированным материалом  (песком, крупами,  деревом, мелкими камушками, природным материалом).

В первые три года жизни ребенка формируется базовый интеллект,  закладываются  самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему. 

Недоразвитие этих качеств  в раннем  детстве  с трудом поддаются коррекции в старшем возрасте. Работа с  детьми раннего возраста  заключается в развитии сенсорной, речевой, интеллектуальной, психомоторной функций.

Работа с тактильными ощущениями имеет большое значение в развитии психики малышей.  Игры с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивают мелкую моторику, кинестетическую чувствительность, развивают внимание, память, побуждают к речевой активности.

Игры с песком проводят дефектологи  Полякова Елена Николаевна и  Степанова Мария Сергеевна  

Игры с крупами

 Игры с крупами проводят учителя-дефектологи.

Целители Древнего Востока считали, что кисть руки – место концентрации жизненной энергии. 

На кистях рук и на стопах ног находится самое большое скопление акупунктурных точек, воздействие на которые стимулирует тот или иной орган в организме человека. Работа с крупами очень хорошо стимулирует акупунктурные точки на пальцах рук, где находятся точки, отвечающие за развитие речи, а ещё эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Занятие с  тестом  проводит воспитатель Хутаба Татьяна Сергеевна

Арт-терапия

Арт-терапия – метод психологической работы, использующий  возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребенка.  

В разнообразных занятиях: рисовании, лепке, аппликации, драма-терапии – ребёнок выражает себя, свои чувства и своё состояние, учится строить свои отношения с другими людьми и избавляется от психологических затруднений.

Драма-терапия объединяет в себе все средства самовыражения: движения, звук, речь, тактильный контакт, эмоции  и самое главное – доставляет детям большое удовольствие!

Драматизация сказки «Репка».  

Сенсорные игры

Развитие восприятия ребенка связано с формированием у него представлений о признаках и свойствах окружающего мира. Сенсорная сфера тесно связана с моторной, так как для того, чтобы получить знание об объекте, необходимо совершить с ним ряд действий – прикоснуться, сжать, покатать и т.д. В результате ребенок получает ряд различных ощущений – зрительных, вкусовых, слуховых, обонятельных, тактильных.
Он учится различать их, запоминать, называть и использовать полученные знания в различных ситуациях. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют значительные трудности ориентировки в окружающем мире. Сенсорные игры являются наиболее эффективным способом компенсации дефицита сенсорных ощущений у таких детей. 

Сенсорную игру проводит воспитатель Попова Елена Александровна

Как дома

Специалисты дома ребенка стараются организовать условия пребывания детей в учреждении, приближенные к семейным.

Для создания пространства, близкого к домашнему, была произведена реорганизация групповых помещений. Для уменьшения числа непредсказуемых посещений в каждой группе после дневного сна проводится «Семейный час». В это время сотрудники групп и дети проводят в игровом взаимодействии: играют, читают книги, рисуют, устраивают совместные чаепития. Малыши наблюдают за «хлопотами» взрослых по хозяйству — вышиванием, уборкой, мытьем посуды ит.п. Это способствует интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.