Образование

Образовательная деятельность в ГКУЗ «Дом ребенка специализированный №2» ведется психолого-педагогическим подразделением учреждения и направлена на   развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности; охватывает  физическое развитие, познавательное развитие, речевое  развитие, художественно-эстетическое  развитие, социально-коммуникативное развитие.

Воспитательно-реабилитационная работа 

Организационно-методическое руководство воспитательно-реабилитационной  работой в учреждении осуществляется старшим воспитателем и председателем психолого-медико-педагогического Консилиума (ПМПк). Ответственными за качество воспитания детей являются воспитатели групп. В начале учебного года каждый воспитатель составляет свой перспективный план работы. Эффективность воспитательной работы определяется чёткостью поставленных целей и задач, умением правильно выбрать методы и приёмы работы с каждым ребёнком, умением осуществлять индивидуальный подход к воспитанию, а также преемственностью в работе всех специалистов учреждения. В целях оказания помощи социально дезадаптированным воспитанникам в учреждении работает до гибкая система воспитательной работы, позволяющая детям адаптироваться, освоить и приобрести навыки самообслуживания, культуры поведения.

Воспитатели  создают в группах комфортную, приближенную к домашней, личностно-уважительную обстановку,  постоянно расширяют количество сенсорных стимулов, создают условия для упражнений во всех видах движений, обеспечивают условия для практического освоения знаний и представлений об окружающем, расширяют границы жизнедеятельности, развивают навыки общения и социальную адаптацию детей.  Под руководством старшего воспитателя педагогами проводится диагностика и контроль за нервно-психическим развитием детей  в целях осуществления индивидуального  и дифференцированного подхода.   На основании результатов диагностики определяется группа развития, прогноз, составляется план индивидуальной работы на следующий эпикризный срок.

 Коррекционно-педагогическая работа   — составная часть комплексной реабилитационной социально — психолого — медико — педагогической службы учреждения, целью которой является  обеспечение максимально возможной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников  дома ребенка.

Основой организации ранней помощи воспитанникам учреждения является системно – комплексный подход к процессу  реабилитации (абилитации)  и  принцип ранней  диагностики и коррекции.  Реабилитационная деятельность строится на основе  тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего психолого- медико — педагогического коллектива (педиатра, невролога, психиатра, учителей -дефектологов, воспитателей, логопеда, психолога, музыкального руководителя, медицинской сестры по массажу, медицинской сестры физиотерапевтического кабинета). Это позволяет определить фактический уровень развития каждого ребёнка, и при этом выявить  правильность медико — педагогических воздействий, условий воспитания, качество воспитательной работы учреждения, обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей.

Координация работы проходит через социально-психолого-медико-педагогические Консилиумы (ПМПк), на которых всеми специалистами и сотрудниками групп,  обсуждаются результаты первичной или повторной диагностики, успехи и трудности ребёнка на занятиях, обсуждаются рекомендации специалистов друг другу по использованию в работе наиболее эффективных приёмов взаимодействия и коррекции. Все это фиксируется в  документации, отражающей результаты диагностики, коррекционно-развивающей работы и  планирование дальнейшей образовательного маршрута абилитации и реабилитации: заключения и рекомендации ПМПк,  индивидуальный дневник, содержащего карты нервно – психического развития  НПР ребенка, Логопедический дневник, медицинской карты, индивидуальным личным делом. Планирование педагогических мероприятий, направленных на устранение имеющихся отклонений в развитии происходит с  соблюдением принципа  единства диагностики и коррекции.

Диагностические методики:

  • диагностика нервно – психического развития детей 1 – го года жизни (Фрухт Э. Л.);
  • диагностика нервно – психического развития детей раннего возраста (Печора К. Л., Пантюхина Г. В.);
  • нарушение психомоторного развития детей 1 – го года жизни (Журба Л. Г., Мастюкова Е. М.,);
  • диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста (Серебрякова Н. В.);
  • психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста  (Стребелева Е. А.);
  • диагностика двигательных нарушений (Приходько О. Г., Моисеева Т. Ю.).

 Образовательные программы:

  • «Основная общеобразовательная программа воспитания и развития детей», (рабочая программа), разработанная специалистами дома ребенка,
  • «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.   Рекомендовано  ФГОС Министерством образования РФ,
  • Программа ранней педагогической помощи детям с Даун-синдромом,
  • «Маленькие ступеньки», университет Маккуэри, г. Сидней. Рекомендована МЗ РФ,
  • «Развитие и воспитание детей раннего возраста в Домах ребенка», Фрухт Э.Л., ПечораК.Л., Голубева Л.Г.,М.,1996 г. Рекомендована МЗ РФ,
  • Программа «Развития личностных начал» Е. Яковлевой,
  • Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» Мойры Питерси и Робин Трилор,
  • «Дети с двигательными нарушениями:коррекционная работа на первом году жизни», О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. Научный центр здоровья детей, РАМН.

Коррекционно-развивающие занятия.

Для успешной работы с детьми педколлектив дома ребенка четко определил приоритетные и коррекционно – реабилитационные программы современного уровня, дающие стабильные положительные результаты в работе. При этом основной формой организации работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наполняемость подгрупп 2 – 3 человека. В подгруппы объединяются дети со сходными проблемами в развитии. Групповые и индивидуальные занятия проводятся с использованием пособий Монтессори», в мультисенсорных кабинетах, манипулятивных уголках, которые оборудованы в каждой группе.

Учителя-дефектологи в своей работе активно используют: комплекс приемов  нейростимуляции (пальцевые движения на иппликаторе, имеющем игольчатую поверхность, массажный тренажёр, резиновые или пластмассовые шарики с игольчатой поверхностью, Набор Су-Джок , игры с бусами, имеющими неровную поверхность и др.), комплекс упражнений на коррекцию зрения : развития зрительных функций (гимнастика для глаз, упражнения на снятие зрительной нагрузки,  обогащение зрительных представлений и т.п.). Работа осуществляется с учетом зрительных возможностей, офтальмо-медицинских показателей, характера и время наступления зрительных патологий.

Коррекционно-развивающая работа, осуществляется по следующим направлениям:

  • Сенсорное  развитие
  • Физическое развитие
  • Эмоциональное развитие
  • Речевое развитие
  • Социальное развитие, включая приобщение ребенка к предметной, игровой деятельности и самообслуживания.

Логопедическая коррекция.  Работа с детьми раннего возраста позволяет максимально рано выявить детей с задержкой речевого развития и сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия. На логопедических занятиях  широко используются нетрадиционные формы работы. Логопедом учреждения был разработан комплекс кинезиологических упражнений, в основе  которых лежит  методика Е.Ф. Архиповой. Это комплекс движений, в которые включены: упражнения для выработки речевого дыхания; глазодвигательные упражнения; упражнения на развитие общих моторных навыков,  массаж и  самомассаж.

Технологии психолого-педагогической реабилитации

 

Игровая терапия. Используются игры с предметами, сюжетно-ролевые, настольно-печатные. В игровой форме дети приобретают умения и навыки, необходимые в самообслуживании, узнают, уточняют, закрепляют знания. Формируются навыки захвата и удержания предметов, отыскивание предметов по звучанию, развитие целенаправленных действий по соотношению предметов друг с другом, отработка отдельных точных движений. Одна из частей игровой терапии – сюжетные игры. Для этого специально создано игровое пространство.

 

Арт-терапия основана на занятиях художественным (изобразительным) творчеством. Главной и основной целью арт-терапии является достижение положительных изменений в психологической сфере личности. Каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Используются приемы рисования разными материалами, лепка и объемное изображение, сухая аппликация, коллаж.

 

 

Песочная терапия. Один из методов арт-терапии. Так как при манипуляции с песком создаются визуальные образы. Используется сухой и мокрый песок. Песочная терапия используется для развития мелкой моторики, речи, мышления, формирует пространственные представления, корректирует эмоциональную сферу и навыки общения, обогащает словарный запас и общую осведомленность ребенка.

Водная терапия. Игра с  водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, которые невозможно получить, используя иные известные арт–терапевтические средства и материалы. Вода оказывает расслабляющее влияние на детей. Отличное занятие для гиперактивных и невротичных детей. Водная терапия является одним из эффективных методов коррекции психоэмоциональной сферы. Занятия в теплой воде расслабляют мышцы рук, подготавливают к дальнейшей нагрузке.

Сказкотерапия. Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребенка. Ребенок учится благодаря сказке постигать жизнь, побороть страхи и капризы, развивать волю и смелость. Сказка учит, сказка “лечит”, сказка помогает. “Сказкотерапия”  — уникальный метод работы с внутренним миром ребенка.

В системе воспитания сказки решают следующие задачи:

  • донесение в доступной форме до сознания детей общих ценностей,
  • воспитание любви к людям, к природе,
  • расширение кругозора, представлений о мире,
  • закладывание нравственных начал.

Сказкотерапия учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить и побуждает к речевому контакту. Таким образом, значение сказкотерапии расширяется до понятия «социальная адаптация». Сказкотерапия назначается детям с различными неврозами, с проблемами эмоционально-волевой сферы. Специалисты учреждения  активно  включают в  работу элементы сказкотерапии: прослушивание аудиосказок, игр-инсценировок с использованием пантомимики (копирование детьми мимики и движений педагога). Эта методика позволяет снимать мышечное напряжение, развивать эмоциональную сферу, наглядно-действенное, наглядно-образное мышление и т.п.

Монтессори-терапия. Суть метода М. Монтессори заключается в том, что ребенок всегда сам выбирает из набора дидактического материала тот, который удовлетворяет актуальную потребность развития. Практика свободного выбора способствует формированию самостоятельности и инициативы у ребенка.

 

 

 

Сенсорная комната. Специально оборудованное помещение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. Оборудование сенсорной комнаты дает возможность результативно работать специалисту с ребенком. У детей с ДЦП и невропатологией неразвиты или слабо развиты сенсорные и тактильные ощущения, наблюдаются серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Возможности сенсорной комнаты позволят полноценно восстанавливать утраченные навык.

Сенсорная комната психоэмоциональной разгрузки «комната релаксации». Сенсорная комната оборудована декоративными панелями, аудиовизуальным оборудованием, приборами управления и другими предметами. Они помогают создать волшебную атмосферу.

Оборудование для сенсорной комнаты, которое включает в себя:

  • воздушно-пузырьковые колонны;
  • световые проекторы и эффекты;
  • светящиеся волокна;
  • звукоанимированные тактильные панно;
  • флуоресцентные картины.

Все вышеперечисленное помогает окунуться в волшебную и расслабляющую атмосферу . Оборудование подбирается индивидуально и предназначено для разгрузки и отдыха нервной системы. Помимо обогащения чувственной природы и расслабляющего воздействия, сенсорная комната  обладает стимулирующим и тонизирующим воздействием, способна выполнять множество развивающих, коррекционных задач. Пузырьковые панели и воздушно-пузырьковые колонны,  не только завораживают игрой воды и света, но и позволяют ощутить при касании легкую вибрацию. Так удастся активизировать тактильные и зрительные ощущения.